Наш Храм!

ДВШ «Летучий Корабль»
при храме Архангела Михаила

Адрес:
140188, г. Жуковский,
ул. Лацкова, 7

Телефон:
8-926-839-84-80

Написать письмо

Нижняя полка  

  

  

Ганс Кристиан Андерсен. «Снежная королева» (в редакции без купюр: с «Отче наш» и евангелием от Марка). «Райский сад», «Дева льдов», «Дикие лебеди» и др. сказки.

 

Из поколения в поколение читают их русские дети. Но те, кто выросли в Советском Союзе, оказались лишены не только избранных абзацев текста и некоторых сказок целиком, но главного – понимания сути. Да, слава Богу, мы все-таки их читали, борьба коммунистов со сказкой не закончилась ее полным уничтожением. Очаровательные иллюстрации А.Кокорина и других талантливых художников уносили нас на узенькие опрятные мостовые хоть на часок другой – кто тогда мог надеяться увидеть настоящую Данию! И узнать о настоящем Андерсене…

Не приходилось ли вам когда-то удивляться маленькой Герде, которая, хотя так и не получила силы двенадцати богатырей, шла и шла босая вперед, сквозь дозорные войска Снежной Королевы, – не замерзнув, не испугавшись… Войско отступило, ветры улеглись перед ней, словно заснули. Чудеса, да и только! «Сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок», – объясняла старая финка со страниц советского издания, старательно скрывавшего от детей силу молитвы, спешащих на помощь Герде ангелов и старинную песенку о младенце Христе. Молчала сказка в наше время и о том, кем на самом деле был злой тролль, и из-за какой неудавшейся затеи разбилось его зеркало на миллионы осколков. В конце завораживающей истории о дочери болотного царя чары тоже исчезали сами собой, не выдержав присутствия некоего прекрасного юноши. (Ах, как мне хотелось знать, кто он! Сказочник что-то явно недоговаривал…) А уж о Райском Саде, о Колоколе, о Деве Льдов, о Дорожном Товарище – кто из нас слыхивал раньше?

Попытки оставить в сказке действовать и сворачивать горы любовь человеческую, изъяв любые упоминания о ее Источнике, они не то, чтоб смешны, и не совсем бесплодны. Добро от этого не стало злом, не исчезли со страниц нежность, чуткость и ирония автора, самопожертвование героев Андерсена – тех же известнейших Герды и Элизы – звало и нас творить великие дела. Но почему подражать им? Ради чего терпеть и милосердствовать? Была потеряна опора, утрачен высший смысл, и узоры диковинных историй не складывались в гармонию, они рассыпались и разбредались изящными фантазиями, в которых мы чуяли что-то такое, но что? Мир оживших предметов и цветов, ведьм и фей сузился до рамок птичьего двора, где каждый, впрочем, может себе позволить чудить, но всех неустанно подстерегает обычная, такая пугающая смерть… Только с возвращением в этот фантастический мир его законного царя – Христа – мы обретаем творения Андерсена во всей их полноте, в их замысле человеком, молившимся: "Господи! Не дай мне никогда написать слова, в котором бы я не мог дать Тебе отчета!" Только тогда по-настоящему знакомимся мы с Ромашкой, которая училась познавать благость Божию, с кроткой Гердой, замечавшей в окружавших ее людях и животных только хорошее (в противовес заколдованному язвительному Каю), с претерпевшей сильнейшее искушение Русалочкой и с принцем, который не выдержал и одного вечера борьбы со своими желаниями. Оживают под взглядом гениального сказочника самые неприметные вещицы, начиная наперебой рассказывать свои истории, но во всех и во всем проявляет себя Бог, чье милосердие безгранично, чей промысел неисповедим.

Замечательно, что богобоязненность была характерна для Андерсена с детства: в автобиографии писатель вспоминает, как воскликнул, увидев занесенный над ним кнут управляющего: «Как Вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Он сохранил это качество на всю жизнь и наделил им сполна своих добрых героев. Но, хотя даже для наших православных детей Андерсен может стать одним из первых «учебников жизни», не все его сказки понятны малышам, не каждую можно читать ребенку на ночь. Думаю, что родителей, знакомых с народными сказками, с творчеством Гауфа и братьев Гримм, это смутить не должно. Зато можно взять пример с семьи короля Фредерика VI и наслаждаться этими сказками, будучи вполне уже взрослым, тем более что, овладев искусством сказочной поэзии, многие свои сочинения он адресовал именно взрослым читателям, способным воспринять сквозь неутомимую работу фантазии автора – и трепетно им несомую благую весть, и беспощадную иронию по отношению к персонажам, вместо устремления к Творцу замыкающимся на любви к самим себе…

На книжную полку На книжную полку