Наш Храм!

ДВШ «Летучий Корабль»
при храме Архангела Михаила

Адрес:
140188, г. Жуковский,
ул. Лацкова, 7

Телефон:
8-926-839-84-80

Написать письмо

 В начало  1 2 3

  

Думки о детях 

 

Разговор на страницах нашего сообщества в Live journal


kakdeti:

У нас тут методический спор случился. И возник вопрос к людям, знакомым с возрастной психологией или просто имеющими некий опыт. В каком возрасте у детей возникает "историческое чувство"? Иначе говоря когда с детьми имеет смысл говорить о истории, различать эпохи? Когда сама ситуация бездны лет, оставшихся за спиной у человечества, (такое удивление от того, что "тогда было не так как теперь") может ребенка увлечь? С детьми возраста 9-10 исторические занятия у нас происходят. А 7-8 лет?

психолог Татьяна Губина:

7-8 лет - это смотря, что вы хотите от детей. То есть просто разговаривать на исторические темы - это на здоровье, это хоть с трехлетками можно. Ну только, понятное дело, трехлетка будет все это воспринимать как просто сказку. Можно про Великого Царя, а можно про "древнеримских греков". Тут от деталей зависит. Царь скакал на коне, а греки ходили в белых простынках. Для трехлетки вполне увлекательно.

В 7-8 лет, я думаю, будет от ребенка зависеть. Вообще занятия историей как наукой предполагают, что абстрактное мышление хоть в какой-то степени развито. Ребенок должен сгенерить некую умозрительную конструкцию времени. Абстрактное мышление "находится" в коре головного мозга, кора формируется, говорят ученые, к 12 годам. Ну, понятно, у кого как :-) По наблюдениям, 7-8 летки могут проявлять большую заинтересованность в исторических событиях, но происходило это 100 лет назад, двадцать или 1000, им в общем-то не очень важно. Вернее, ребенок этого возраста не "почувствует" разницы между 100 лет назад и 1000 лет назад.

Еще фактор - индивидуальное восприятие времени как некоей последовательности. У детей из семей не очень благополучных, или у сирот особенно, тут бывают серьезные проблемы. Связаны они с обрывистостью личной истории, отсутствием причинно-следственныз связей, мельканием персонажей, чересчур сильной эмоциональной нагруженностью одних событий и "бесцветностью" других. Да и отсутствие в поле осознания предыдущих поколений сказывается. Вообще "уход в глубь времен" у маленького ребенка, мне кажется, начинается с осознания факта, что мама-папа были маленькими. Вот когда ребенок это представляет, у него прорыв случается. Ну и осознание бабушки-дедушки, как тех, кто родился до того, как была мама, а для маленького ребенка это - приблизительно как - "до начала времен". А дальше уже и в "бездну" можно...

Кстати, история в этом смысле должна быть очень терапевтична. Она восстанавливает разрушенные временные линии, сглаживает эмоциональные перепады, создает соразмерную перспективу, выстраивает причинно-следственные связи. Рекомендуют же приемным детям Книгу жизни делать. А тут - Книга Жизни человечества.

Да, еще вот что хотела добавить. В изучении любой науки, как мне кажется, помимо накопления знаний, поиска, способности воспринимать, играет роль еще просто привычка. В этом смысле можно ребенка "приваживать" к любой науке, хоть к математике, с самого раннего возраста. Ребенок просто привыкнет к фактам, способам их анализа, к определенной технике мышления, что ли. Просто чем младше ребенок, тем важнее "интересность". Ну и прочие банальные педагогические принципы - типа, переключение внимания, задействование трех (четырех) каналов восприятия и т.п.

Извините, что сбивалась на "свою" тему, про сирот. Ну и мнения мои - таки больше субъективные, я психолог не возрастной :-(

 

Читать дальше  Читать дальше