Мастерская / Кладовка / Сценарии | |||||
ДВШ «Летучий Корабль» Адрес: Телефон: |
Сценарии
Сценарий праздника славянской азбуки
Вступление. Учительница: - Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались сегодня на праздник славянской азбуки. Вы любите книжки? А какие бывают книжки? – Сказки, стихи, рассказы! Про детей, про животных, про путешествия… (эту тему надо размять заранее на занятиях). А кто знает, как может книжка рассказать нам сказку (у нее же нет языка)? В ней буквы! Какие буквы вы знаете? А! О! М!.. А какие буквы встали рядышком, чтобы получилось слово МАМА? ЛЕС? ГОРОД? ХРАМ? Ответы. А как называются все буквы вместе? Азбука! А кто же придумал нашу азбуку? Святые братья-монахи Кирилл и Мефодий (илл.)(Повторяем имена братьев хором.) Святых Мефодия и Кирилла называют учителями славян, ведь их азбука научила читать и писать и русских, и болгар, и сербов! (Тему славянских народов затронуть на занятиях) Славянская азбука называется по имени одного из братьев: Кирилл – кириллица. Кирилл и Мефодий жили давным-давно, почти тысячу лет назад, представляете? Давайте посмотрим, как выглядела кириллица тогда (илл.). Узнаете? на что похожа эта буква? – На букву А. – А знаете, как она называлась? Аз! Это настоящее слово, оно означает Я: Аз есмь Наталья Петровна. А кто ты еси? Аз есмь Коля! А вторая буква похожа на Б, у нее было колючее имя Буки. На какое слово похоже слово «буки»? – Буква! Следом – В – Веди, Г – Глаголь (повторяем названия букв хором). А как вы думаете, какое имя в азбуке Кирилла и Мефодия было у буквы Д? (Дети отгадывают): Добро! Ну, со временем вы узнаете все буквы азбуки Кирилла и Мефодия и научитесь читать самые главные книги – Библию, Евангелие. А сегодня у нас с вами праздник, и пора пить чай… Только позовем на него еще девочку Алю, хорошо? Ей как раз сегодня мама с папой подарили азбуку – чтобы к школе готовиться. Давайте посмотрим, как у нее дела. Музыка (АБВГДейка?), занавес раздвигается. В комнате – Аля с красивой азбукой. Аля: Какие красивые буковки! Вот это А. Моя буква: А-ля. А еще ее зовут Аз. Аз-Бука – получается азбука. А бука, интересно, это кто? И правда что ли бука? Сейчас я тебя нарисую, бука! Напишу слово: «Азбука» (пишет по буквам, дети подсказывают). А теперь: «Аля» (пишет) Выстрелы. Аля пугается, с ногами забирается на стул. Выскакивает Кляксич с пистолетом. Кляксич: - А-а! Буковки писать! Азбуку знать?! Нетушки! Я самый ужасный в мире Кляксич! А не кто-то там – Аз! или Глаголь! или еще чего доброго Добро! У-у-у! Я такой негодяй, что караул! Почему не кричите: Караул?! Я все ваши буковки перепачкаю! Все странички изорву! О нет! Я еще похлеще пакость выдумал! Стирает в словах букву «А», вынимает Аз из азбуки и убегает, отстреливаясь. Хо-хо-хо! Хе-хе-хе!.. Аля: Ой, что же это? (Поднимает азбуку – без «Аз»). Азбука без «аз» - осталась «бука». А Аля без А превратилась в «ля». Мне послышалось, что кто-то пищит так жалобно. Вы не слышали? Наверное, это была моя дорогая буковка А-а-а! (Плачет) Ой, что же теперь делать?! Ой, как же я без азбуки в школу пойду-у-у?! Как же меня звать-то теперь будут? Ляля? Я без своего имени теперь ни за что никуда не выйду! Так и буду тут сидеть, пока не умру-у-у! Учительница: Да, тут, конечно, не до чая. Но ничего. Ты, Аля, успокойся и пойди умойся: слезами горю не поможешь. А вот мы с ребятами постараемся тебе помочь. Что скажете, ребята? Аля: Ой, правда? Вы найдете мою букву А? И вернете Аз в азбуку? А как же Кляксич? Дети: мы его не боимся. Учительница: Нам, наверное, пригодятся волшебные дощечки. Возьмем их с собой. Учительница: Помолимся, отправляясь в путь! (Молимся Ангелу Хранителю, Богородице) А давайте помолимся святым братьям Кириллу и Мефодию, создателям славянской азбуки? «Учители словенские Кирилле и Мефодие, молите Бога о нас!» Поем АБВГДЙку. Спускаемся по лестнице. Путь нам указывают кляксы и клочки грязной бумаги, разбросанные Кляксичем. Письмо на ограде.
Перебираются через ограду. Путь по лесу.
Табличка (испорченная Кляксичем): БУКА.
Буква Б с корзиной через плечо: - Будете брать бублики? Дети: – Здравствуйте! У нас важное дело, пропустите нас, пожалуйста! Буква Б: – Бросьте! Берите белые бублики и баранки. Быстрее! Больше, больше! Учительница: Ну, нам же их некуда класть! Б: – Бросьте! берите бублики! Больше! Учительница (подзывает ребят): Я, кажется, догадалась! Бублик – это кружок. Давайте нарисуем этой буке по строчке бубликов. (Дети рисуют и предъявляют как пропуск). Буква Б: Браво! Б-ропускаю! Б-роходите! т.е. я хотела сказать: Пропускаю! Проходите!
Вопросительный знак пасет слова, из которых изъята буква А – м-м-, п-п-, хр-м, м-к, м-й, р-й, с-д и т.д. (шарики). Дети: - Здравствуйте! Вы не видали Кляксича? ?: - А?? – Чего??? – Кого??? – Кляксича??? – Неопределенно пожимает плечами. Дети: А, это же вопросительный знак! Как же он ответит? ? хитро подмигивает (Раз узнали меня – отвечу): Ищите букву Веди, она все весть (ведает, знает). На скамейке (стульчике) сидит Веди - дама с вязаньем. Подбегаем. Она улыбается: - Кляксича ищете? Ведаю-знаю. Алю напугал, букву А утащил и Аз из азбуки похитил. Ах, ужасный, невыносимый Кляксич. Это я все знаю-ведаю. Хотите, отведу вас к букве Глаголь? Она подскажет, что надо делать. Сразу предупреждаю: в-редные и г-горластые не пройдут. Есть такие? А вот у в-веселых и в-выносливых, пожалуй, получится. И у тех, кто ведает, где право, где лево.(Проверяем право-лево) В путь! Проходим, держа друг друга за плечи с завязанными глазами). Команды: Внимание! Пригнись! Поднять правую руку! Левую руку! (подставляем ткань, еловую лапу, мягкую кисточку…). Глаголь с завязанным ртом (пишет или с табличками или Веди пере-водит): Гости! Гости дорогие! Наконец-то! А я-то заскучала! Кляксич всех распугал! Запугал! Ни слова не дает сказать. Вот я глаголь! А что я могу? Ничего! Сказать ничего! Но я не могу молчать! Я покажу! (Знаками объясняет, что нужно будет делать: прыгать по кочкам, пройти по лавочке, пролезть через обруч, попасть мячом в корзину и т.п. Или рисуем на дощечках разные элементы: крючочки, палочки). Мы переспрашиваем. Если верно – Глаголь кивает.
В: Смотрите – дом! Только он пустой! А какая буква должна жить в д-доме? Добро! Но в пустом доме нет добра! Куда же добро подевалось? Наверное, Кляксич хочет спрятать Добро от нас! Веди: - Я знаю, что к добру ведет доброе дело. А добрых делу нас полно. Только посмотри вокруг! (Тропинка добрых дел: подвязать сломанный сук дерева, полить цветок, убрать камни с дорожки, очистить забитое мусором дупло бельчонка.)
Выходим к речке Чернилке. Веди: - Нет, не может быть. Я точно знаю, что Добро живет на этой стороне речки Чернилки. Ведь дальше начинаются владения Кляксича. Давайте позовем пропавшую букву: Добро!.. – о, -о, -ох, Господи помилуй! вы слышите? Это не эхо отвечает нам! (Добро отыскивается в водах речки Чернилки с камнем не шее. Мы ее вытаскиваем. Снимаем камень, разматываем черные пелены. Под ними – нарядная буква «Д»). Веди: - Ах, бедная! Милая! Добрая Дуня! Неужели это ты? Как ты оказалась в Чернилке?! Дуня: - Меня туда бросил Кляксич. Он хотел, чтобы я перестала делать д-добро и стала поступать д-дурно! А я не могу, не могу и не желаю! Веди: - Успокойся, не плачь, добрая Дуня! Расскажи нам, что происходит в нашей Азбуке? Дуня: - Ах, этот Кляксич перессорил между собой все буквы. Некоторые соглашаются помогать ему, а некоторые нет. Но они боятся и говорят, что согласны. Ах, как это д-дурно! Веди: - А не знаешь ли, Дуня, куда Кляксич спрятал букву А? Дуня: - По-моему он держит ее в плену на горе помарок и описок! Ах, спасите мою любимую сестрицу! Ведь только с нею вместе мы можем сказать «да». А без нее – только «нет»! Ах, это так дурно! Мы: - До свидания, Дуня! Дуня: - До встречи! Будьте бДительны! Перепрыгиваем через Чернилку (или мостик с палочками-перильцами) и договариваемся вести себя очень осторожно. Наблюдаем издали, как Кляксич уговаривает буквы Ь и Ъ (Кирилл и Мефодий называли их еръ и ерь) служить ему. Кляксич: - Я запер букву Аз в тюрьме на горе описок. Два болвана хорошо стерегут ее. Но мои доносчики – кляксы и ошибки – донесли мне, что ей на выручку идет целый отряд детей! Этого еще не хватало! Я царь страны «Буки». И Азбукой ей не бывать. Ясно? Собирайтесь, мне нужны еще болваны. Ты, мягкий! Ь (робко): Меня зовут ерь! Кляксич: Ты, мягкий болван, будешь к ним липнуть и заставишь их нытЬ, хныкатЬ и скулитЬ. Ь: Перестань! Не тронь! Отстань! Кляксич: - А ты, твердый болван, что умеешь? Ъ: - Я ер! СЪем тебя, а кости выкину собакам! (пальба и драка). Бежим вызволять букву А, пока Кляксич не подоспел. Лес пленных букв (Кляксич разорил всю азбуку): собираем с деревьев буквы и называем их.
Гора описок. Сарай и сторожа К и М . Буква К: К-куда?! Мы: - Нам нужна буква А! К: - Ни с места! Кира мала! У Киры косы! Мы: - Что это с ней? Буква М: - Это она выучила из азбуки всю страничку на букву К. К (подтверждает): - Каша. Кони. Сук. Сок. Ком. М: - Кляксич тоже на букву К, и он обещал поставить К на первое место в Азбуке, то есть в Буке. Вот она и подлизывается. Мы: - А ты? Ты-то что? М: - А я что? Я не злая. Мед. Малина. Мак. Мы: - Так помоги же нам! Давай выпустим ни в чем не повинную букву А, а в сарай запрем злую букву К. Буква М: - Можно. Вызволяем букву А. Заталкиваем в сарай букву К. Буква К: - Куры! Каша! Каррамба! т.е. Долой Кляксича! Букву К на место! Веди: - Давно бы так! Выходи! Скажи лучше, как твое полное имя в азбуке святых Кирилла и Мефодия? К (скромно): Како. Буду слушаться, встану за ИЙ. Веди: - Не горюй! зато ты первая в словах костер, компас, кремль и даже в святом слове крест. Беремся за руки и возвращаемся. На поле нас встречает Восклицательный знак: Ура! Наконец-то! Я так рад! Так рад! Молодцы! Слава Богу!!! (вписываем букву А в слова на шариках: мама, храм, май, рай и т.п.). Восстанавливаем табличку «Азбука». Нас встречает Аля с Азбукой и учительница. Вставляем А.
Молимся. Пьем чай.
|
||||