Наш Храм!

ДВШ «Летучий Корабль»
при храме Архангела Михаила

Адрес:
140188, г. Жуковский,
ул. Лацкова, 7

Телефон:
8-926-839-84-80

Написать письмо

Школьный театр


В «Летучем Корабле» есть школьный театр.


В отличие от творческих студий – «Пеликана», «Калинушки» и «Колокольчиков» - он не имеет ни названия, ни самостоятельной непрерывной жизни, ни постоянного состава. Наш театр возникает по определенному поводу (обычно это праздник Архангела Михаила, Рождество, Пасха, начало учебного года и т.п.) и снова растворяется в школьных буднях.

С самого начала мы отказались от театра в его традиционном понимании – как психологического театра с актерской техникой вживания в образ более-менее по Станиславскому. То, что нам приходилось видеть из спектаклей на христианскую тему, представленных детьми, производило удручающее впечатление. Например, выбирался сценарий с житийной темой – и кто-то из детей подвязывал бороду, сгибался «под тяжестью лет» и предсказуемо скучно изрекал истины, непонятно почему когда-то переворачивавшие у людей «глаза зрачками в душу». Хуже, когда требовался злодей, закоренелый грешник. Его тоже представлял ребенок или подросток, который по определению не мог обладать тем жизненным опытом, из которого вытягивался его образ. Помнится, один очень старался и гнал страсть, как умел - с завыванием и скрежетом зубов. И смешно-то не очень, а предполагаемого эффекта (герой впоследствии раскаивается, а зритель должен подивиться чуду преображения души человека) и вовсе нет. Зрителя посещает чувство неловкости за происходящее на сцене.

Но об актерах. Наверняка сам процесс репетиций, разбор и проговаривание мотиваций поведения героев, умозрительная постановка себя на место героя полезны для детей. Важна премьера - как результат общего труда. Но вот когда спектакли начинают повторять перед разной аудиторией, на настоящей театральной сцене, когда все уже заучено и отвердело в своей далеко не совершенной форме… Когда дети уже рассчитывают на успех и аплодисменты – и получают ожидаемое… Тщеславие сцены – серьезное испытание и для взрослого, а что же говорить о детях?

В «ЛК» прижился театр, в котором сохраняется условность детской ролевой игры. Ребенок либо остается самим собой в предполагаемых обстоятельствах, либо сохраняет дистанцию между собой и своим персонажем. В школе сложился небольшой, но стабильный фонд театральных форм, которые по потребности могут наполняться разным содержанием.

Интерактивное действие (путешествие с приключениями, достижением благородной цели и необходимым назиданием).

Сюжет-схема с основными узловыми моментами (например, встреча – с кем, каким образом, как удобнее расположить детей, какой можно ожидать реакции) и цель интерактива заранее тщательно продумывается взрослыми. Привычное пространство также заранее или по ходу действия превращается во что угодно (сказочный лес, деревенскую избу, море-океан, Млечный путь и т.п.) с помощью драпировок, ширм, скамеек, специально изготовленного реквизита, типа избушки на курьих ножках. Заранее сочиняются или подбираются и разучиваются с детьми песни, пишется, если нужно, фонограмма. Роли «чудесных помощников», с которыми встретятся дети, распределяются между педагогами и родителями. В разных историях это Странник, Подъемный кран, Звездочет, Медведь, Птица Сирин и т.д.

волхвыДля детей предстоящее действо - сюрприз. Они приходят на праздник, не догадываясь (или только догадываясь) о том, что их ждет. На месте им сообщают условия игры: «А давайте, я буду мама, а вы все мои детки? А папа ушел за рождественской елкой! Хорошо?» или «Раз-два повернись и овечкой обернись!» или « Смотрите! Звездочка упала! Совсем близко, вон туда!.. Да там что-то есть! Что? Сундук? Откроем его! Карта! Интересно, о чем она может рассказать нам?» (и дети добровольно становятся волхвами-звездочетами и пытаются вникнуть в логику созвездий и стрелок на карте).

Далее от взрослых требуется незаметно тактично направлять детей в русло сюжета, быть готовым к неожиданной реакции детей и спасать положение своей блестящей импровизацией. Например, встретив на своем пути печку с румяными пирогами, дети могут позабыть о благородной цели своего путешествия (вернуть рождественскую звезду на елку). А взрослый может призывать их к ответственности только по правилам игры. Например, трубит Ангел с елки - «Вы слышите? Он предупреждает нас об опасности! Он зовет нас в путь!».

По этому рецепту в «ЛК» приготовлены несколько действ:

праздничное открытие школы «Дом наш – храм!» (на 4-10 лет);

богатырский праздник «На службу к Владимиру Красну Солнышку» (на 6-8 лет);

праздник Жен-Мироносиц «Дом бедности Вифания» (на 7-9 лет);

рождественские действа «Сказочный лес» (на 3-4 года),

«Гуси-лебеди» (на 4-6 лет),

«Путем волхвов» (на 8-12 лет),

«Врата Рождества» (на 8-12 лет) 

Кукольные представления с элементами интерактивного действия.

Кукла также не требует перевоплощения, она требует, чтобы ей помогли: поставили, посадили, озвучили. Особенно, если это не специальная кукла для театра (перчаточная, тростевая или марионетка), а обычная кукла для детской игры.

Русская народная сказка с грубоватыми куклами-«самовязками» оживает на каждом занятии у малышей. Специальных репетиций не бывает. Пару занятий детям сказку показывает сказочница, а потом берут в руки кукол они сами. С таким бытованием сказки на столе мы впервые встретились в семейном клубе «Рождество», и она хорошо прижилась в «Летучем Корабле».

антошкаНа праздник Архангела Михаила в младших группах школы проходит спектакль «Антошка и Ангел» с обычными игровыми куклами. Это наш школьный сериал (насчитывает уже три серии – на 3, 4-5 и 6-7 лет). Спектакль родился из наблюдений над нашими собственными детьми. Антошка болеет теми же болезнями, что и они. Например, детские фобии темноты, собак и т.п. (серия для самых маленьких). Тогда назначение спектакля в том, чтобы донести до каждого ребенка: Не бойся! Ты не один! Рядом с тобой всегда твой Ангел-Хранитель! Бедняга Антошка этого поначалу не замечает, а дети-зрители прекрасно видят белокрылого ангела и подсказывают другу: страшно стало – позови Ангела-Хранителя!.. Подрастают наши зрители – подрастает и Антошка. И спектакль растет по мере увеличения воспитательных проблем.

Действие разворачивается в игровой комнате, в которой выгорожен уютный Антошкин уголок: игрушечная кроватка, ночник, детские рисунки, настоящая иконка Ангела-хранителя (вместе с усложнением спектакля усложняется и реквизит: появляется улица, храм, море-океан, страшный змей и т.п.), там же располагаются и зрители. Они тоже участвуют в действии.

Если на сцене появится старушка, она обязательно заговорит с ними, собачка пробежит между зрителями и понюхает их, ее можно погладить. Дети активно переживают за Антошку: « Не высовывайся в окно – упадешь!.. Ты забыл помолиться, Антошка!..». Дети подбадривают Антошку в битве со страшным змеем, подсказывают ему, как лучше нарисовать ангела: «Крылья забыл и копье!». А после спектакля сами первый раз в жизни рисуют ангела, ведь у Антошки это совсем просто: кружочек-голова, треугольничек-платье и два поменьше – рукава, еще кружочек-нимб и крылья.

вертепВ «Летучем Корабле» уже несколько лет живет вертеп – народный рождественский театр-ящик. У нас он в 2 этажа – «добрый» (там живут кукольные фигурки Девы Марии и Младенца, сюда приходят пастушки с ягненком и цари-волхвы с дарами) и «злой» (здесь царь Ирод со своими жуткими солдатами допрашивает безутешную Рахиль, здесь Смерть препирается с Иродом и наконец косой сечет его набитую деньгами голову). Вертеп оживает раз в год на Рождество, дети ждут его, как мы когда-то ждали ритуального извлечения с антресолей пыльного ящика с игрушками для елки.

В ближайшее время мы планируем обзавестись еще одним старинным народным кукольным театром – Петром Ивановичем Уксусовым и его компанией: Городовым, Лекарем, Собакой (а также веселой лоскутной ширмой-юбкой). Пусть балагурят на масленицу! Из народного хоровода, подсмотренного в играх у «Калинушки» (вероятно, играли «Кострому»), родилась еще одна форма для представления – спектакль в хороводе. Рождественское представление «Пастырь Добрый, или Как овца за счастьем ходила» Зрители и актеры образуют общий хоровод, в центр которого согласно сценарию выходят-выбегают-впрыгивают дети-участники спектакля. В нашем случае – овцы всех мастей: овца Преславная-самая-главная, Унылая овца («вздыхает без конца»), Овчуля-грязнуля («шаг пройти не успеваю - сразу в лужу попадаю!»), овца Ленивая, Болтливая и др. Они же втягивают в хоровод других персонажей. Зрители ведут себя так, как обычно ведут себя участники хоровода, – подпевают, хлопают, приплясывают, отпускают реплики по поводу происходящего. Устал стоять – можешь присесть, мимо будут пробегать голодные волки, говорящие деревья, пастухи, разыскивающие овец-беглянок. Не соскучишься!


Житийный плоскостной театр.


николайВажный и непростой вопрос: как привить детям любовь к житийной литературе? Как преподавать житие в школе? Просто читать – дети остаются равнодушными к повествованию по многим причинам (сложно составленный или чрезмерно сентиментальный текст, текст, совершенно чуждый тому, что их увлекает в этом возрасте – перестрелок, погонь, бурных объяснений). А читать жития необходимо, потому что они составляют очень важный пласт христианского воспитания личности.

Мы читаем житие для того, чтобы рассказать его другим (воспитательная цель для других охотно детьми признается). Мы не просто рассказываем житие, а, «чтобы было интереснее», показываем его: коллективными усилиями рисуем его эпизод за эпизодом. Очень важен этап подготовки спектакля. Ребенок заинтересованно слушает текст и выбирает то, что ему хочется нарисовать или то, что предлагает педагог (как-то раз в истории про авву Гелена на пару авв пришлась дюжина крокодилов), задумывается над тем, как это правильно сделать и, наконец, просит (ура!) посмотреть, как это изображают на иконе.

Радостное открытие: древняя икона по своей логике и стилистике близка детскому рисунку. Так что рисовать «как на иконе» не страшно: домики-палатки, деревья-листики, люди в простых позах, смотрят на нас или чуть в сторону – друг на друга (но не «вбок»!), а вот злых разбойников можно нарисовать в профиль, с одним глазом – «пусть их будет поменьше!». Нарисованные детьми фигуры вырезаем, укрепляем картоном и помещаем в общее «иконописное» пространство. И странное дело, на «фоны» напрашивается цветовая гамма, традиционная для иконописи: приглушенно зеленый, золотой, красное небо псковских икон.

чудесаОстается последнее – спектакль. Нам доводилось представлять житие и в настоящем театре, и в классе, и полевых условиях летнего лагеря, и в храме после службы. Большой разницы нет. Экспериментируя с житием, мы к всеобщей радости пришли к форме традиционной житийной иконы с клеймами. В нашем житийном театре клейма «оживают»: их перемещают и озвучивают дети (разумеется, безо всякого вхождения в роль!).

Мы добиваемся от них уважительного отношения к тексту и осмысленного и внятного его произнесения. Нужно ли говорить, что за время репетиций житие выучивается практически наизусть? Еще одно преимущество такого спектакля. Прозаический текст жития может быть разбит на какое угодно количество реплик (от 5 до 45 – по числу участников), заболевшего участника легко может заменить товарищ. Так что снимается еще одна больная проблема театра – нет распределения на главные роли и «кушать подано». Никто никого не играет - мы вместе представляем житие святого во славу Божию и нам в назидание. Жаль только, что спектакль на 30-45 человек после праздника практически уже не собрать. Остаются только декорации, сценарий да фотографии на память.

В репертуаре житийного театра «Летучего корабля» побывали:

«Чудо Святого Георгия о Змие»,

«Святитель Николай»,

«Батюшка Серафим»,

«Креститель Земли Русской»,

«Сладкие пироги» и «Чудесная дружба» (по материалам древних патериков).

«Спиридон Тримифунтский»